Уважение к ребенку

В течение 15 лет мы с коллегами работаем с маленькими детьми и их родителями в Службе ранней помощи. Каждый год мы встречаемся более чем с сотней петербургских семей на детских площадках, в поликлиниках, в транспорте; мы накопили наблюдения за детьми и их родителями, а также данные подробных исследований.

Результаты этих наблюдений позволяют нам предложить вам, уважаемые родители маленьких детей, открыть тему разговора, которая, как нам кажется, будет полезна. Её можно назвать «Уважение к ребенку». Тема многогранная, глубокая и захватывающе интересная. Сегодня мы сможем остановиться на одном из очень важных аспектов уважительного отношения к ребенку – предсказуемости событий.

Любому малышу очень важно доверять своим близким. Доверяя, чувствуя себя в безопасности, он способен к исследованиям и открытиям, ему не нужно напрягаться для того, чтобы самостоятельно предсказать, что будет с ним в следующий момент, так как он знает – ему об этом скажет мама.

Представьте себе жизненные ситуации, когда на работе вы действуете в соответствии с ранее выстроенными планами, вечером собираетесь пойти в театр, но внезапно на вас обрушивается начальник с требованием к утру подготовить годовой отчет. Ну как? Первый вопрос, который в панике или в гневе вы мысленно ему адресуете – почему не сказал заранее, неужели это стало известно только сейчас? Вы попадаете в ситуацию стресса, в котором, даже если и удается пойти в театр ценой бессонной ночи, к искусству вы мало восприимчивы. А как насчет доверия к начальнику? Теперь вы будете думать, что он способен без предупреждения сорвать ваши планы, и, вероятно, разовьете в себе навыки разведчика: а не грядет ли новое внезапное требование?

Маленьким детям гораздо труднее справляться с внезапными событиями. Да и события, вызывающие сильные переживания, отличаются от тех, которые впечатляют нас. Так, для младенца большое количество новых стимулов, смена людей, заботящихся о малыше, перемещения по городу и поход к врачу являются столь же интенсивными переживаниями, как и подготовка годового отчета за одну ночь для взрослого.

В жизни много перемен. День, ночь, лето, зима. Важно с первых дней сообщать ребенку о переменах: я включу свет, я пойду в ванную, я хочу взять тебя на руки. И если поначалу ребенок будет игнорировать эти сообщения или протестовать, то со временем ребенок начнет осознавать предстоящие перемены и готовиться к ним. Ребенок не только будет доверять вам, но и сам начнет сотрудничать с вами.

Итак, вот что очень важно делать с самого рождения: создавать для ребенка условия предсказуемости текущих и предстоящих событий, например:

  • Ничего не делать с ребенком и для него без предупреждения.
  • Всегда предупреждать ребенка о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры и т.д.).
  • Говорить правду о предстоящих неприятных событиях – прием лекарства, болезненная процедура, расставание и т.д. Правда – это основа доверия.
  • Также важно не брать ребенка со спины, когда он не видит вас или не знает, что вы намерены сделать;

Очень важно давать ребенку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ ваших слов и переход к действию и т.д. – ребенку всегда нужно больше времени, чем взрослому.

Вот пример, как можно начинать любые действия с ребенком:

  1. Обратитесь к ребенку по имени.
  2. Обратитесь к тому, что ребенок делает (делал) до Вашего прихода или обращения к нему, назовите это самыми простыми словами (например: ты играл с водой; ты уже не спал, но просто лежал с открытыми глазами; ты катал машину и т.д. и т.п.).
  3. Скажите ребенку, что вы собираетесь ему предложить сделать (например: у тебя мокрые ручки, я хочу их вытереть; я достану тебя из кроватки, и мы пойдем одеваться; у тебя мокрые штанишки, я хочу их тебе переодеть и т.д. и т.п.)
  4. Ничего не делайте сразу после своих слов. Ребенку нужно время, чтобы понять Вас и начать переключаться на новое событие. Некоторые дети «включаются» быстро, другим нужно несколько раз повторить одно и то же или дать чуть больше времени. Ожидание, предоставление ребенку времени дает ему возможность самому участвовать в том, что Вы ему предлагаете (например: протянуть Вам ручки для вытирания; приподняться в кроватке Вам навстречу; завершить игру с машинкой и начать процесс переодевания).
  5. Если ребенок не воспользовался предоставленным ему временем и не начал сотрудничать, действуйте спокойно, доброжелательно и уверенно: протяните ребенку руки и скажите то, что Вам нужно сказать (например: дай, пожалуйста, мне свои ручки, я их вытру; иди ко мне на ручки, пора подниматься из кроватки, мы пойдем одеваться; пожалуйста, оставь ненадолго свою машинку, иди ко мне, я тебя переодену и т.д.).
  6. Если ребенок, в ответ на Вашу просьбу, дает ручки для вытирания, идет к Вам на руки, оставляет машинку и поворачивается к Вам, скажите ему «Спасибо!».

Кандидат психологических наук,
Олег Игоревич Пальмов.

Вы можете сделать пожертвование!

Вы можете поддержать работу проекта по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей!

Подробнее 

Новости фонда

Важные новости проекта «Дети-ждут»!

Накануне Нового года мы запустили в работу новый сайт с анкетами детей, которые могут быть устроены в семьи, – Региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, Московской области! На момент запуска на сайте размещены анкеты детей 119 детей, всем им очень нужны любящие родители!

Ищу маму!

Нас поддерживают