«Мы идём от возможностей ребёнка»

Как устроена семейная школа для детей из приемных семей и в чем её уникальность, рассказывает директор Центра дополнительного образования фонда «Дети Ждут» Лилия Фориш

 

– Лилия Карловна, как работает семейная школа?

Для начала давайте разберемся в терминах. Название «школа»  мы используем для простоты понимания. В нашем случае это системно организованные занятия для восполнения школьных пробелов. Наши ребята на самом деле находятся на семейной форме обучения: они прикреплены к государственной школе и проходят там промежуточные и итоговые аттестации. Отвечают за этот процесс родители. Чтобы облегчить им задачу, мы предлагаем детям из приемных семей осваивать общеобразовательную программу с нашими учителями. Классы у нас малочисленные, и каждый ребенок получает индивидуальный маршрут с учётом его особенностей. Получается, по сути, частная школа, только бесплатная.

С чего началась её история?

–  Мы начинали с репетиторской помощи приёмным детям: к нам приходили после уроков готовить домашнее задание, разбираться в непонятном материале. Мы заметили тенденцию: пока ребенок занимается с учителем, все хорошо. Как только наступает пауза – каникулы или пропуск по болезни – случается откат. Тогда мы поняли, что нужна системная помощь и поддержка. Так и родилась идея семейной школы. Те дети, которые были у нас на сопровождении, плавно начали заниматься там. В первый год было 20 человек, во второй – 27. В этом учебном году у нас учатся 64 ребёнка с первого по одиннадцатый класс, мы перешли на полноценную пятидневку.

– В чем главная особенность вашего подхода?

– У большинства ребят с сиротским прошлым в какой-то момент возникают проблемы в школе: с поведением,  мотивацией, взаимоотношениями со сверстниками, освоением программы. Они в этом не виноваты – это последствия их непростого жизненного опыта. Зачастую у таких детей просто не хватает внутренних ресурсов, чтобы полноценно учиться. Им нужно больше времени, больше понимания, больше терпения. Более медленный темп и принимающий подход. Обычная школа при всем желании этого дать не может. Мы же стараемся исходить из возможностей и потребностей каждого ребёнка. Например, в одном классе учатся трое детей. Одному из них нужен логопед, и мы добавляем занятия с логопедом  в его расписание. Второму необходимо дополнительно заниматься русским. А третий может вообще не делать «домашку», потому что всё успевает в школе. Ему мы можем предложить дополнительные задания нагрузку или  программу следующего класса, чтобы не заскучал. Эта индивидуализация и есть изюминка нашей школы.

В этом году вы впервые набирали не только ребят с сиротским опытом, но и кровных детей из приемных семей. Почему?

– Для того, чтобы создать более гармоничную образовательную среду. Когда в одном классе собираются три проблемных ребенка, они, скорее всего, лишь усугубят проблемы друг друга. Поэтому наша идея заключалась в том, чтобы объединить приёмных детей с их сложностями и кровных детей, у которых больше ресурсов и совсем другой, более позитивный школьный опыт. С тем, чтобы они друг друга поддерживали и мотивировали на успех. Наша главная задача – максимально адаптировать приёмного ребёнка, научить его учиться, дать ему почувствовать уверенность в своих силах и знаниях. Если в какой-то момент он захочет вернуться в обычную, массовую школу, поступить в колледж или даже в вуз – это огромная радость! Значит, мы смогли подготовить его к выходу в большой мир.

2022-12-01T12:57:01+03:00