«Главное, чему мы учим детей ꟷ верить в себя и не бояться ошибок»


Семейная школа «Детей ждут» объявила набор на новый учебный год. Сегодня это единственная в Петербурге образовательная площадка, где дети из приемных семей могут осваивать школьную программу в принимающей и теплой атмосфере. Директор школы Екатерина Рыжкова рассказала, почему здесь редко ставят «двойки» и как индивидуальный подход влияет на успеваемость.

ꟷ Чем школа «Детей ждут» отличается от обычной?

ꟷ  Во-первых, у нас малокомплектные классы: не более шести человек. Во-вторых, дети находятся на семейной форме обучения. Официально это значит, что ответственность за образование несут родители. Но мы как вспомогательная площадка берем на себя педагогическую часть, предлагая осваивать школьную программу в формате обычных уроков. В-третьих, каждому ребенку составляется индивидуальный учебный маршрут, учитывающий его потребности и особенности.

ꟷ В школу принимают только приёмных детей?

ꟷ Мы также с радостью принимаем кровных детей из замещающих семей, чтобы создать более гармоничную и однородную образовательную среду. Когда в классе собирается несколько ребят, испытывающих сложности в обучении, есть риск, что они усугубят проблемы друг друга. Когда рядом за партой есть ещё кровные дети без этих сложностей, с позитивным школьным опытом, они выравнивают ситуацию.

ꟷ Как происходит зачисление?

ꟷ В первую очередь родители заполняют анкету. Затем мы приглашаем на очное знакомство, выясняем, какой у семьи запрос, можем ли мы помочь. Если да, ребенок проходит собеседование с психологом, который выявляет основные проблемы и тревоги. Затем его ждут три пробных дня в том классе, куда он должен идти по возрасту. И мы смотрим, тянет он этот класс или нет. Очень часто оказывается, что биологический возраст  ребенка не совпадает с психологическим. Например, ему 13 лет, но, в силу предыдущего травмирующего опыта, психологическое развитие у него на 6 лет. Тогда переходим на режим индивидуальных занятий. Достаточно какое-то время позаниматься один на один с учителем, чтобы привыкнуть и осознать, что здесь не страшно. И не будут ругать, если ты что-то не понял.

ꟷ Страх – ключевая проблема ребят, которые приходят из массовых школ? Почему?

ꟷ Потому что в массовой школе их, зачастую, не слышат. Детям нашей категории требуется больше времени на то, чтобы освоить материал. Иногда нужно объяснять два, три, четыре раза. На это у учителя в классе с тридцатью учениками просто нет времени. И разбираться в причинах, почему ребенок не успевает, он тоже, скорее всего, не станет. Зато во всеуслышание объявит об очередной  «двойке», вызывая ещё больший страх и стыд. Поэтому приемные дети в обычной школе просто тихо сидят в надежде, что их не спросят.

ꟷ Значит, вы оценки не ставите?

ꟷ Ставим, но больше для стимуляции учебного интереса. Если ребёнок ничего не знает, мы не спешим сразу поставить «двойку». Стараемся, чтобы он сделал в сторону знания хотя бы маленький шажок, который мы поощряем. Отмечаем любой, казалось бы, незначительный, прогресс. Потому что страх ошибки и осуждения, о котором мы говорили, сидит внутри очень прочно. И даже если ребёнку говорят: «Не бойся, здесь по-другому», ꟷ он не сразу готов в это поверить. Но, видя свой успех, постепенно раскрывается, у него просыпается учебный интерес.

ꟷ Нет ли опасности, что при таком мягком подходе дети совсем расслабятся?

ꟷ Именно поэтому мы ввели три диагностические контрольные в течение учебного года. Если мы видим, что успеваемость начинает падать, то приглашаем маму и ребенка на беседу. Спрашиваем, как ему, чего он хочет. Может выясниться, что ему просто стало скучно. Или учитель слишком тихо говорит – такое тоже было! Всегда есть возможность немного перестроить образовательный маршрут: добавить дополнительных занятий или предложить более сложные задания после того, как ученик выполнил основную работу в классе.

ꟷ Мы обсудили, с какими проблемами приходят дети с опытом обучения в массовой школе. А какие сложности у первоклассников?

ꟷ Очень часто дети из замещающих семей в возрасте семи лет еще морально не готовы для первого класса. Для них на первом месте стоит социализация, а не учеба. Мы помогаем понять, куда ты попал, что от тебя хотят и что ты, в свою очередь, можешь взять от школы. Первоклашки учатся четыре дня в неделю. Один день полностью посвящен творческим мастерским. Их у нас четыре: столярная, гончарная, швейная и кулинарная. Этот день, как правило, в середине недели, чтобы малыши могли немного расслабиться.

ꟷ Ваша школа называется семейной. Что это значит?

­ꟷ Это буквально означает, что мы создаем атмосферу как в семье. Чтобы ребенок точно знал, что здесь его услышат, поймут и поддержат. Раз в неделю есть классные часы, где ребята могут обсудить проблемы, которые их волнуют, задать любые вопросы, в том числе, не касающиеся учебы. Мы стараемся, чтобы не было запретных тем. Если что-то надо аккуратно объяснить, берем паузу, советуемся с психологами. Мы вообще много говорим с детьми, не только на уроках. Например, на обеде, где ученики и учителя сидят за одним столом, разговаривают, делятся новостями и планами. И, конечно, у нас много веселой внеклассной движухи!

ꟷ Давайте поговорим о старшеклассниках. Знаю, что вы уделяете подготовке к ОГЭ очень много внимания.

­ꟷ Да, можно сказать, это наш приоритет. В этом году мы набираем целых три девятых класса. Готовим к сдаче ОГЭ по четырем основным предметам: русский, математика, обществознание и география. Этот набор не случаен – именно его выбирают 99% девятиклассников. Если выбраны другие дисциплины, мы направляем к репетиторам. В октябре-ноябре ребята начинают проходить итоговую аттестацию по школьным предметам. Каждую субботу они сдают по два теста под руководством педагогов через онлайн-платформу «Сотворчество». К новому году у ребят сданы аттестации за девятый класс и там, как правило, хорошие оценки. Дальше начинается подготовка к итоговому собеседованию, которое проходит в феврале и является допуском к ОГЭ. Также с января уходит большинство непрофильных предметов. Например, если ученик не сдает физику, мы его ею не мучаем последние полгода. Такая система даёт результаты:  у нас за плечами два выпуска, из которых абсолютно все ребята поступили в колледжи.

­­­ꟷ Сформулируйте, пожалуйста, основную задачу вашей школы.

­ꟷ Помочь детям раскрыться и повысить их самооценку. Научить просить помощи. Развить самостоятельность. Мы не делаем из приёмных детей отличников и золотых медалистов. Мы делаем из них обычных детей, готовых рисковать и ошибаться, доверять миру и верить в свои силы!

2024-08-08T18:30:10+03:00