Продолжаем знакомить вас с проектом «Из семьи в большой мир», направленном на успешную адаптацию приёмных детей к школьной жизни.
Евгения Тихомирова, наш специалист по психологическому сопровождению приёмных семей:
«У просветительских встреч нашего проекта «Из семьи в большой мир» со школьными педагогами задача одновременно очень простая и сложная. И в этом главный интерес.
Самое важное для меня, как специалиста, сделать так, чтобы обсуждение было честным и настоящим. На серьёзном уровне, но на простом языке, понятном и психологам, и педагогам, и приёмным мамам, и любому человеку, который участвует. Не потому, что кто-то умнее других, а потому, что каждый видит ситуацию в своей плоскости, в том контексте, в котором живёт, и у каждого профессионала есть свой язык, свои понятия и термины.
У нас нет задачи поучать педагогов, нет иллюзии, что они чего-то не знают, а мы придём к ним и научим. Есть задача инициировать диалог на одну непростую тему: как каждый из нас может исполнить свою часть работы по интеграции ребёнка из закрытого «сиротского» мира в наше обычное общество? И здесь важно обратиться к тому, что многим взрослым известно, понятно, но в обыденной, повседневной, полной забот жизни, быстро замыливается, забывается, вытесняется другими задачами.
На наших встречах мы говорим о тонком наблюдении, позволяющем понять, что нужно ребёнку, и как говорить с ним, чтобы он нас услышал и понял. О том, как распространённые мифы искажают восприятие особенностей детей с сиротским опытом и мешают видеть в них тот потенциал, к которому можно обратиться, выстраивая с ребёнком понятные отношения и развивая его адаптивные возможности. Встречаясь, мы не только говорим об этом, но и слушаем. Слушаем мнение педагогов, их вопросы, мы ценим их мнение, готовы поддерживать их инициативы, направленные на созидательные изменение в школе, обществе, подходах и системе образования. Нельзя сомневаться, что «вода камень точит». И за годы нашей работы реальностью стали многие инициативы, которые поначалу казались нереальной, смелой мечтой.
Посмотрите: наши сограждане принимают в семьи детей с серьёзными особенностями здоровья, а 10 лет назад практически не брали, детские социальные учреждения на государственном уровне переустраиваются по семейному типу, а 10 лет назад не в каждом детском доме принимали волонтёров, и дети жили в закрытом мире. Всё меняется, когда это становится кому-то важно, и люди объединяются общей идеей.
Как специалисту, работающему со взрослыми, с семьями, с подростками и детьми, мне очень ценно, что любая встреча перерастает в диалог. Это даже не дискуссия, это совместная работа тех, кто в состоянии помочь ребёнку, сформировать среду для его развития и адаптации.
При этом мы строим работу так, чтобы каждый участник подучил пользу от той встречи, в которой принял участие. В ходе такой работы у проблемы школьной адаптации открываются новые слои, и есть ощущение, что проект получит продолжение и выйдет на новые уровни. Но это случится при условии, что он обрастёт постоянными, надёжными участниками».