«Из семьи в большой мир»- серия просветительских мероприятий для педагогов и воспитателей, направленных на повышение профессиональной компетентности.
Кажется, что, когда ребенок из сиротского учреждения, наконец, находит семью, все его беды трудности и печали остаются позади. Впереди, словно прямой и светлый путь, простирается дорога к счастью и успеху. К сожалению, далеко не всегда это оказывается так. Да, семья-это главное условие для полноценного развития ребенка любого возраста, но зачастую трудности, возникающие у ребенка в школе, влияют и на внутрисемейные отношения, вызывая кризисную ситуацию. Не секрет, что дети, имеющие сиротский опыт, часто являются не самыми желанными учениками для многих учителей. И трудно обвинять в этом педагогов. Зачастую такие дети действительно несут с собой непростой багаж проблем со здоровьем, педагогической запущенности, искаженных представлений о взаимодействии в детском коллективе, недоверия взрослым. Все это, при отсутствии в арсенале педагога эффективных стратегий разрешения проблемных ситуаций, действительно способно создать в классе атмосферу напряжения и враждебности.
Согласно проведенному нами опросу:
- 66% приемных родителей, чьи дети достигли школьного возраста, вынуждены находиться в постоянном конфликтном диалоге с учебным заведением;
- 80% детей, имеющих опыт сиротства в прошлом, испытывают трудности в усвоении материала;
- лишь 25% ребят успешно адаптируются в классе и налаживают отношения с другими детьми;
- у 90% процентов опрошенных учителей был опыт взаимодействия с детьми нашей целевой группы. К сожалению, все принявшие участие в анкетировании учителя отметили, что этот опыт дался им нелегко: возникают сложности с контролем поведения, катастрофические пробелы в знаниях педагоги отмечают у 50% детей, и многие испытывают затруднения просто в общении.
И педагоги, и приемные родители, и администрация школ выразили свою заинтересованность в квалифицированной помощи и поддержке. Специалисты благотворительного фонда «Дети ждут» имеют большой опыт по преодолению кризисных ситуаций с участием приемных детей, обладают знаниями особенностей, которые накладывает на ребенка опыт жизни в детском доме и готовы поделиться навыками эффективного взаимодействия, чтобы дать педагогам необходимый инструментарий для разрешения возникающих проблем.
Для успешной интеграции и адаптации приемных детей в образовательных учреждениях города мы разработали и приступили к реализации проекта «Из семьи в большой мир». Первые Круглые столы в рамках подготовительного этапа проекта прошли во второй половине 2017 года, в них приняли участие представители родительского сообщества, учебных заведений (школ и детских садов), Комитета по социальной политике, Центров социальной помощи семье и детям, словом, многих и многих структур, заинтересованных в успехе этого начинания. В 2018 года мы приступили к воплощению в жизнь основной части проекта: серии просветительских мероприятий. В ходе этих встреч мы постарались не только развенчать зловещие мифы относительно детей-сирот, объяснить психологические механизмы, вызывающие нежелательное поведение, но и дать педагогам способы конструктивного разрешения конфликтов, помочь в преодолении барьеров в общении с детьми и родителями.
Мы искренне верим, что от успешной реализации проекта «Из семьи в большой мир» выиграют все заинтересованные стороны: общество, дети с опытом сиротства и их одноклассники, педагоги и администрация школ, приемные родители.
Для подведения итогов проекта мы провели конференцию «Из семьи в большой мир. Диалог в интересах ребенка», прошедшую 5-6 декабря 2018 года.
Данный проект был реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Анализ анкетирования педагогов