Уважение к ребенку

В течение 15 лет мы с коллегами работаем с маленькими детьми и их родителями в Службе ранней помощи. Каждый год мы встречаемся более чем с сотней петербургских семей на детских площадках, в поликлиниках, в транспорте; мы накопили наблюдения за детьми и их родителями, а также данные подробных исследований.

Результаты этих наблюдений позволяют нам предложить вам, уважаемые родители маленьких детей, открыть тему разговора, которая, как нам кажется, будет полезна. Её можно назвать «Уважение к ребенку». Тема многогранная, глубокая и захватывающе интересная. Сегодня мы сможем остановиться на одном из очень важных аспектов уважительного отношения к ребенку – предсказуемости событий.

Любому малышу очень важно доверять своим близким. Доверяя, чувствуя себя в безопасности, он способен к исследованиям и открытиям, ему не нужно напрягаться для того, чтобы самостоятельно предсказать, что будет с ним в следующий момент, так как он знает – ему об этом скажет мама.

Представьте себе жизненные ситуации, когда на работе вы действуете в соответствии с ранее выстроенными планами, вечером собираетесь пойти в театр, но внезапно на вас обрушивается начальник с требованием к утру подготовить годовой отчет. Ну как? Первый вопрос, который в панике или в гневе вы мысленно ему адресуете – почему не сказал заранее, неужели это стало известно только сейчас? Вы попадаете в ситуацию стресса, в котором, даже если и удается пойти в театр ценой бессонной ночи, к искусству вы мало восприимчивы. А как насчет доверия к начальнику? Теперь вы будете думать, что он способен без предупреждения сорвать ваши планы, и, вероятно, разовьете в себе навыки разведчика: а не грядет ли новое внезапное требование?

Маленьким детям гораздо труднее справляться с внезапными событиями. Да и события, вызывающие сильные переживания, отличаются от тех, которые впечатляют нас. Так, для младенца большое количество новых стимулов, смена людей, заботящихся о малыше, перемещения по городу и поход к врачу являются столь же интенсивными переживаниями, как и подготовка годового отчета за одну ночь для взрослого.

В жизни много перемен. День, ночь, лето, зима. Важно с первых дней сообщать ребенку о переменах: я включу свет, я пойду в ванную, я хочу взять тебя на руки. И если поначалу ребенок будет игнорировать эти сообщения или протестовать, то со временем ребенок начнет осознавать предстоящие перемены и готовиться к ним. Ребенок не только будет доверять вам, но и сам начнет сотрудничать с вами.

Итак, вот что очень важно делать с самого рождения: создавать для ребенка условия предсказуемости текущих и предстоящих событий, например:

  • Ничего не делать с ребенком и для него без предупреждения.
  • Всегда предупреждать ребенка о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры и т.д.).
  • Говорить правду о предстоящих неприятных событиях – прием лекарства, болезненная процедура, расставание и т.д. Правда – это основа доверия.
  • Также важно не брать ребенка со спины, когда он не видит вас или не знает, что вы намерены сделать;

Очень важно давать ребенку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ ваших слов и переход к действию и т.д. – ребенку всегда нужно больше времени, чем взрослому.

Вот пример, как можно начинать любые действия с ребенком:

  1. Обратитесь к ребенку по имени.
  2. Обратитесь к тому, что ребенок делает (делал) до Вашего прихода или обращения к нему, назовите это самыми простыми словами (например: ты играл с водой; ты уже не спал, но просто лежал с открытыми глазами; ты катал машину и т.д. и т.п.).
  3. Скажите ребенку, что вы собираетесь ему предложить сделать (например: у тебя мокрые ручки, я хочу их вытереть; я достану тебя из кроватки, и мы пойдем одеваться; у тебя мокрые штанишки, я хочу их тебе переодеть и т.д. и т.п.)
  4. Ничего не делайте сразу после своих слов. Ребенку нужно время, чтобы понять Вас и начать переключаться на новое событие. Некоторые дети «включаются» быстро, другим нужно несколько раз повторить одно и то же или дать чуть больше времени. Ожидание, предоставление ребенку времени дает ему возможность самому участвовать в том, что Вы ему предлагаете (например: протянуть Вам ручки для вытирания; приподняться в кроватке Вам навстречу; завершить игру с машинкой и начать процесс переодевания).
  5. Если ребенок не воспользовался предоставленным ему временем и не начал сотрудничать, действуйте спокойно, доброжелательно и уверенно: протяните ребенку руки и скажите то, что Вам нужно сказать (например: дай, пожалуйста, мне свои ручки, я их вытру; иди ко мне на ручки, пора подниматься из кроватки, мы пойдем одеваться; пожалуйста, оставь ненадолго свою машинку, иди ко мне, я тебя переодену и т.д.).
  6. Если ребенок, в ответ на Вашу просьбу, дает ручки для вытирания, идет к Вам на руки, оставляет машинку и поворачивается к Вам, скажите ему «Спасибо!».

Кандидат психологических наук,
Олег Игоревич Пальмов.

2017-07-24T20:52:25+00:00