Ну вот, свершилось. То, к чему стремились наши власти и чиновники, ответственные за «решение проблемы сиротства», активно осуществляется. Поток сознательных граждан, мотивированных социальной рекламой, материалами в СМИ, собственным чувством долга и желанием помочь сиротам, заполнил Школы приемных родителей, да так, что запись в них теперь ведется на несколько месяцев вперед.
Например, в Петербурге таких школ три, и никто вроде никогда не думал, что это мало. Оказалось – не хватает. Сил, времени, преподавателей, ресурсов. А люди искренне хотят помочь сироте и очень расстраиваются, когда вот такая «бумажная волокита» заставляет их откладывать свою помощь на какое-то время. Ведь помогать-то хочется сейчас, когда такой настрой, когда подъем чувств!
Уважаемые кандидаты в усыновители! Не расстраивайтесь. Не обижайтесь на чиновников. Поверьте, требование свидетельства о прохождении ШПР более чем обоснованно и необходимо.
Давайте мы с вами лучше успокоимся и подумаем. Например, что будет, когда подъем чувств пойдет на спад (а это происходит ВСЕГДА)? Что будет, когда начнется будничная, повседневная жизнь с незнакомым Вам ребенком? Когда он станет капризным, агрессивным, в 10-летнем возрасте засунет в рот соску и «порадует» ночным энурезом? Когда обнаружится, что у него куча психологических и медицинских проблем, не обозначенных в сухой медкарте, выданной в учреждении? Что будет, если груз ответственности вдруг покажется вам непосильным?
К сожалению, многие специалисты сейчас прогнозируют волну возвратов детей в учреждения через год-два. К сожалению, это возможно. Нет у нас такого закона, который запрещал бы возвращать детей из приемных семей. К сожалению, иногда это становится тем меньшим злом, на которое приходится идти для спасения запутавшихся взрослых и детей.
Про травму возврата для детей написано много, и все – правда. Когда жизнь складывается так, что сначала от тебя отказывается родная семья (иначе как ребенок может оказаться в учреждении?), а потом и приемная, то вывод напрашивается сам собой – ты абсолютно никчемный и никому не нужный человек. А значит, зачем к чему-то стремиться, зачем стараться, зачем вообще жить…
А взрослые? Возврат, то есть открытое признание своей неспособности справиться с ребенком, крушение родительских амбиций, – это тоже травма, какими бы спасительными рассуждениями мы ее от себя ни скрывали. Поэтому прежде чем делать какие-то шаги к усыновлению ребенка, давайте решим, что возврат ребенка обратно в учреждение НЕВОЗМОЖЕН, независимо от того, что написано в законах. Что решение об усыновлении принимается навсегда и что это на всю жизнь.
Посещение Школы приемных родителей, сбор необходимых документов – это время, это тот период, который дает вам жизнь, чтобы еще раз все обдумать. И если процесс затягивается, что ж, значит, надо подождать и удостовериться еще раз в правильности принятого решения.
Кроме того, в ШПР будущие усыновители получают ценные знания о психологии приемных детей, об их адаптации к нашей привычной жизни. Это отдельная тема, углубляться в которую сейчас мы не будем, но поверьте, это очень важно – быть хоть немного готовым к тому, что принесет с собой приемный ребенок. Это его багаж, груз прошлой жизни, который не скинуть, не выбросить, можно только принять и аккуратно, по одной вещичке, разобрать. И ребенок не сам собирал этот багаж, его им наградили кровная семья, жизнь в детском учреждении, общество. Это может быть что угодно: речевые нарушения, психосоматические заболевания, воровство, повышенная агрессивность, замкнутость, смешение и смещение социальных ролей, равнодушие, безграмотность, лень, несамостоятельность и т.д., и т.п. Можно зайти на любой форум усыновителей, уже воспитывающих приемных детей, и собрать не то что букет, а целый цветник возможных трудностей, с которыми придется столкнуться. Это если не говорить вообще о здоровье и заболеваниях детей-сирот. Причем все эти трудности преодолимы, но при одном главном условии – вы принимаете ребенка таким, каким он к вам придет, принимаете его личность и его багаж, а не пытаетесь вытянуть из него что-то, что соответствовало бы вашим ожиданиям. И вот в атмосфере такого принятия и уважения можно вместе работать над любыми сложностями.
Очень важный момент – родственники и кровные семьи. Как вы, наверное, знаете, примерно 80 % детей, проживающих в Системе, – это дети, имеющие одного или двух родителей, так называемые «социальные сироты». У части детей родители по разным причинам не лишены родительских прав, и, следовательно, дети могут быть переданы только под опеку, а вам необходимо в таком случае понимать, что, возможно, вам придется с родственниками своего ребенка общаться, независимо от того, желаете вы этого или нет. Даже если ребенок усыновлен (при усыновлении кровные семьи больше не имеют никаких прав на детей), он может сам искать этого общения, когда подрастет. Его будет интересовать, откуда, от кого он произошел, какие люди стали его биологическими родителями. И это нормально, это важно, это нужно ему. Желание узнать что-то о своей кровной семье тоже надо будет принять и помочь, каким бы сложным вам это ни казалось.
И немного о самом процессе усыновления или установления опеки.
Да, пакет документов собрать не очень просто, в один день не уложиться, но и не очень трудно. Это определенное количество бумаг, которые совершенно реально получить за 1 месяц, за исключением свидетельства о прохождении ШПР (курс может длиться до 2 месяцев плюс время ожидания начала курса).
Да, у нас действует такой «неудобный» порядок, что СНАЧАЛА вы собираете документы и ПОТОМ получаете возможность познакомиться с ребенком.
Нет, поехать в учреждение просто так, чтобы посмотреть на ребенка и поговорить с ним, нельзя. Сначала документы.
Нет, детям в большинстве учреждений не нужны игрушки и одежда и подарочные посылки от незнакомых им людей. Главное, что им нужно – семья, своя или приемная. И если вы хотите помочь ребенку, который очаровал вас по фотографии в банке данных, попробуйте сделать что-то в этом направлении.
Нет, сотрудники органов опеки вам не враги. Они просто делают свою работу так, как считают нужным ее делать. Иногда правильно, иногда не совсем. Поэтому изучайте законы, консультируйтесь с юристами (есть бесплатные он-лайн консультации), чтобы «быть в теме» и иметь возможность мягко, но настойчиво пресекать непрофессионализм опеки. Хорошие ресурсы в помощь – opekaweb.ru, adoptlaw.ru. Официальную информацию можно найти на сайте Министерства образования РФ.
Решение о принятии в семью ребенка – возможно, самое главное в жизни. Поэтому подходите к нему не с эмоциями, а с чувством, не с расчетом, но разумно. Представляйте себя на месте ребенка, подумайте о его переживаниях и мыслях. И какое бы решение вы ни приняли, если оно будет верным – счастье придет в ваш дом.
Екатерина Смурыгина