Статьи специалистов
Как ребенку полюбить чтение: 10 советов писательницы Кати Матюшкиной
Любой родитель мечтает, чтобы ребенок брался за книжки с удовольствием и без принуждения. Но как привить любовь к чтению? И надо ли вообще заставлять детей читать? Своими советами с нами поделилась давний друг фонда «Дети ждут», замечательная детская писательница Катя Матюшкина — автор детективов-бестселлеров, расходящихся миллионными тиражами.
Совет первый. Читайте ребенку на ночь по одной главе. Пусть это будет ежевечерний ритуал. Делайте акцент не на чтении, а на общении. «О! А давай с тобой сегодня вечером прочитаем вместе таинственную книгу про… Это потрясающе интересно! Как ты думаешь, кто там злодей?» Пары глав на ночь достаточно, чтобы ребенок понял главное: «Родители меня любят, все самое интересное мы делаем вместе. У нас есть общее дело. Мы можем обсудить книгу, которую читали вместе. Значит, у нас всегда есть повод для общения». И незаметно для себя ребенок сделает вывод, что проводить время за книгой – здорово!
Совет второй. Не создавайте отрицательную мотивацию. Не наказывайте ребенка чтением. Не говорите: «Ты вчера был хороший – ты читал, а сегодня почему не читаешь? Сегодня ты плохой?» Если ваш ребенок поймет, что чтение – это то, за что его ругают, можете поставить на чтении крест. Ни в коем случае не критикуйте ребенка за то, что он не читает. Так же нельзя заставлять ребенка читать. Можно договариваться: например, вы читаете страницу, а он – одну строчку.
Совет третий. У ребенка должно быть время без интернета. Но это не должно быть наказанием! Скорее правилом повседневной жизни. Например, никакого интернета после шести вечера. Ребенку станет скучно. И тут у вас случайно на столе могут оказаться потрясающие книги, из которых вы прочитали ребенку только одну главу. А поскольку заняться нечем, вполне вероятно, что остальное он захочет прочитать сам.
Совет четвертый. Выбирайте вначале книгу, в которой больше интересных иллюстраций и меньше текста. Важно просто заинтересовать книгой, а не заставить читать. Не читающему ребенку можно даже подкинуть комикс, или книгу с интересными заданиями. Книга должна вызывать восторг, а не ужас!
Совет пятый. Сходите с ребенком в библиотеку или книжный магазин, пусть он сам выберет то, что хочет читать. И ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс выбора, важно, чтобы ребенок сам решил, какую книгу ему хочется купить. Если ребёнок выбрал книгу, на ваш взгляд, неудачную. Что делать? Не ругайте и не критикуйте. Постарайтесь вместе с ребенком прочитать, обсудить и понять, почему она ребенку понравилась. Возможно, он увидел в ней нечто большее, его могла зацепить незаметная для вас, но важная для него деталь. Например, ребенок хочет быть сильным, и выбирает книгу про супермена. И даже если вам кажется, что иллюстрации ужасные, текст примитивный – ребенок видит в книге другое. Он возьмет из нее то, что ему необходимо: образ сильного персонажа, каким он сам хочет стать.
Совет шестой. Как отличить, что можно читать ребенку, а что нет? Конечно, есть книги, которые могут пагубно сказаться на его психике. Оградить ребенка от таких книг можно следующими способами: следите за возрастной маркировкой на книге. Иногда она стоит на обложке, иногда на странице с техническими данными. Маркировка (например, + 12) обозначает, что в тексте содержится информация, которая для детей менее 12 лет может оказаться травмирующей. Читайте отзывы о книге, которые другие родители оставили в интернете. Или найдите рекомендации учителей, библиотекарем и знакомых.
Совет седьмой. Что делать, если ваш ребёнок читает медленнее, чем другие дети этого возраста? Если он мучается, путает буквы, с трудом понимает текст? Обратите на это особое внимание. В обязательном порядке сходите на прием логопеда. Может быть, вам потребуются занятия, которые помогут ребенку лучше читать. В редких случаях, может оказаться, что у вашего ребенка дисграфия, или дислексия, или другое расстройство, связанное с чтением или письмом.
Совет восьмой. Создайте дома детскую библиотеку с самыми хорошими книжками. Может быть, у ребенка будет своя полка. Конечно, ребенка стоит учить бережно относиться к книге. Однако если он что-то в ней нарисовал или вырезал из нее, не ругайтесь. Лучше заострить внимание на том, что ребенок занимался с книгой, и ему было интересно. Просто мягко намекните, что в следующий раз можно просто распечатать понравившиеся страницы, тогда и книга прослужит долго.
Совет девятый. Читайте книги на глазах у ребенка «про себя», чтобы ребенок привык к тому, что книги читают все, не только он. Обсуждайте прочитанные книги с ребенком и другими членами семьи.
Совет десятый. Не беспокойтесь! Если у вашего ребенка нет патологии, то рано или поздно он будет читать. Ваша задача – не отвратить ребенка от чтения излишним контролем. Хорошие рекомендации по чтению дает мой любимый педагог Николай Ягодкин, посмотрите его лекции – это реально вам поможет. Ну и, конечно, я хочу порекомендовать мои книги. Ведь я пишу как раз для начального чтения, делая все возможное, чтобы ребенку понравился этот увлекательный процесс. Желаю вам хорошего чтения и литературных приключений! И пусть вам попадаются только самые интересные книги!
Ваша Катя
Уважение к ребенку
В течение 15 лет мы с коллегами работаем с маленькими детьми и их родителями в Службе ранней помощи. Каждый год мы встречаемся более чем с сотней петербургских семей на детских площадках, в поликлиниках, в транспорте; мы накопили наблюдения за детьми и их родителями, а также данные подробных исследований.
Как же нам решить проблему сиротства?
Да, сейчас я это скажу. Потому что меня последнее время часто спрашивают: «Как же нам решить проблему сиротства, РАЗ УЖ ТАК ВЫШЛО, РАЗ УЖ ТАК ПРОГОЛОСОВАЛИ, И ТЕПЕРЬ СРОЧНО, ЗА ПЯТЬ МИНУТ, НАДО ее наконец-то решить?».
Ну вот, свершилось…
Ну вот, свершилось. То, к чему стремились наши власти и чиновники, ответственные за «решение проблемы сиротства», активно осуществляется. Поток сознательных граждан, мотивированных социальной рекламой, материалами в СМИ, собственным чувством долга и желанием помочь сиротам, заполнил Школы приемных родителей, да так, что запись в них теперь ведется на несколько месяцев вперед.
Что такое толерантность? Об отношении к детям-инвалидам и о нас с вами
Что такое толерантность? Об отношении к детям-инвалидам в обществе и о нас с вами. Размышления руководителя проекта «Волонтёры в больницы» Марии Перегудовой.
Благотворительность – раскрытие духовного
«Благотворительность и любовь равнозначны: с благотворительностью мы даем любовь. Поэтому не достаточно просто дать деньги, необходимо выйти за пределы себя вместо этого» (Мать Тереза).
О чем мы думаем, когда слышим слово «благотворительность»?
Новости
В Международный день счастья о подопечном фонда рассказали в телесюжете
Анастасия Мармузова 2022-03-21T19:50:07+03:00 21.03.2022|0 комментариев
20 марта провозглашен ООН как Международный день счастья. Для нас самое большое счастье - когда ребенок после долгих лет ожидания находит семью. Особенно, когда этот ребенок сам обратился к нам за помощью в [...]
Нас поддерживает Jobsora
admin 2022-02-04T16:59:44+03:00 31.01.2022|0 комментариев
У фонда "Дети ждут" появился новый информационный партнер! Теперь нас поддерживает крупнейший агрегатор вакансий на рынке труда в России Jobsora. На сайте поиска работы в разделе блогов будут появляться наши материалы на тему сиротства и [...]
Грант на новый проект!
admin 2021-12-10T00:04:52+03:00 29.09.2021|0 комментариев
При содействии благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» мы приступаем к созданию информационно-просветительского портал "Дети-дома.рф" - уникальной платформы для «прокачки» родительских компетенций, личностного роста приемных родителей и обучения простым методикам помощи ребенку в преодолении образовательных проблем. В [...]
Фонд «Дети ждут» идёт в новые регионы!
Поддержите наш фонд и помогите детям-сиротам найти любящие семьи!