Коррекционная или общеобразовательная школа — вот в чем вопрос…
Совсем недавно я прошла профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «дефектология». У меня был выбор: либо отучиться на учителя технологии (творчество, особенно декоративно-прикладное, я очень люблю)), либо на дефектолога (как говорит мой муж-практика всегда под рукой). Я выбрала второй вариант, мне правда он был важнее. А тут еще и три мамочки , воспитывающие детей с с. Дауна, решили ко мне присоединиться, поэтому курс у нас собрался очень интересный. И надо отдать должное преподавателям, видя, что почти полгруппы «одного диагноза» они многие лекции делали именно под наших деток. Но самое удивительное для меня самой стало осознание того, что после обучения и практики в разных коррекционных школах города (в настоящее время название «коррекционная» поменяли на «школа для детей ОВЗ», но начинка от этого мало где изменилась), я стала совсем по-другому и не столь критично относиться к этим самым школам. Обосную.
Как педагог-библиотекарь, я раз в месяц хожу на семинары в разные школы города, как правило, заканчивающиеся экскурсиями по школе. И меня всегда удивляло, как в одном городе, с одинаковым финансированием такие разные школы ( начиная от педколлектива, и заканчивая убранством и оснащенностью). Тоже самое я наблюдала и в школах для детей ОВЗ. Пришла к выводу, что очень многое зависит от руководства, а вернее от его заинтересованности в процветании школы, и даже в отношении педагогов к детям.
Вот уже год, как Дима и Ульяна являются обучающимися 1 класса общеобразовательной школы, но до настоящей инклюзии нам еще ой как далеко (это я и как мама, и как работник школы говорю). Ни логопеда, ни дефектолога, ни психолога для наших деток за этот год в штате так и не появилось. Писать жалобы или ходить требовать — это точно не мой путь. Я как-то давно уже для себя решила, что если у педагогов есть заинтересованность в моих детях (и обычных, и необычных), то и я лоб расшибу, но всегда помогу и поддержу таких педагогов. А если такой заинтересованности нет, то, как говорится «насильно мил не будешь». Вот и получается, что в школу обычную нас-таки взяли, а условий абсолютно никаких не предоставили. И что в итоге получил Димка ?…
Сегодня республиканская ПМПК прописала нам тьютора ( для школьника с с.Дауна – это первая практика в Республике). Честно скажу, я в больших раздумьях. Во-первых, не уверена, что школа где обучается Димка, возьмет в штат такого специалиста, да и хорошего тьютора днем с огнем не найдешь, и не только в нашей Республике. Во-вторых, я проходила практику как дефектолог в отличной школе у замечательных педагогов и лично убедилась, как важны нашим детям эти самые дефектологи, логопеды и психологи — именно те, кто работает с детьми ОВЗ. Поэтому мы снова стоим перед выбором: коррекционная или общеобразовательная школа?
Скорее всего все таки коррекционная школа лучше, подому что там другой подход педагогов к детям, а если имеются проблемы с интеллектом это будет отражаться на неспособность к обучению в старших классах точным наукам (алгебра, геометрия,физика,химия). Понятно, что такое положение дел не обрадует родителя, ведь это его ребенок(!) и хочется ,чтобы он был такой же как и все дети.
Вот и мы с мужем решили, что Диме лучше будет в коррекционной школе.
Сергей, добрый день. Вы попали в классическую ловушку противников инклюзии-это представление, будто инклюзия заключается только в том, чтобы физически посадить ребенка с ОВЗ к его сверстникам в класс массовой школы. На самом деле, все, конечно глубже и серьезнее. Как правило, в странах, где существует реальная инклюзия-это включение ребенка в образовательный процесс на доступном ему уровне: участие в школьных мероприятиях и проектах, жизни класса, дружеском общении, при освоении индивидуальной программы. В этом случае на части уроков ребенок присутствует наравне с одноклассниками, часть посещает индивидуально с педагогом (или в компании учеников, находящихся на том уже уровне знаний, что и он). Быть таким же, как все дети-это быть включенным в жизнь социума.
Согласен, что инклюзия — это не только совместное присутствие на уроках или во внеурочной работе. Это намного больше: работа тьюторов, индивидуальный подход со стороны учителей и т. д. К сожалению, в наших реалиях с классами в 33 человека такое невозможно и не оправдано. Нет кадрового ресурса, нет времени, нет готовности родителей (но не детей!) принять ребёнка с инвалидностью в общеобразовательном классе.
Кроме того, у ребёнка скорее всего есть нарушения интеллекта. Так что однозначно учиться нужно в коррекционной школе.
Вместе с тем, такому ребёнку рекомендовано посещать обычные кружки в вашем ДДЮТ. Там он и включится в жизнь обычных здоровых детей.