Вера и дети

Вопрос Вериной самостоятельности, даже не будущей, гипотетической, а в нынешней ее степени меня очень волнует. Например, прогулки. Вера очень любит гулять во дворе одна. Я уверена, что она не убежит, куда глаза глядят, не уйдет без спросу, не кинется через дорогу. Но прогулки для Веры (как для большинства активных подрастающих детей)-это не одинокое качание на качелях, это взаимодействие и общение с другими ребятами.  И тут мне непросто. Я не верю в расхожее: «Дети жестоки». Дети жестоки настолько, насколько им это позволяют взрослые, пуская отношения в детской группе на самотек  или негласно попустительствуя травле. Например, иногда мы встречаем детей, которые удивительно свободно, творчески и охотно встраивают Веру в свои игры, словно бы не замечая ее особенностей. Я не знаю, счастливые ли эти свойства самих детей: легкость, открытость, великодушие, или мудрость родителей. Как бы то ни было, я всегда почти до слез благодарна и тем, и другим.

Чаще я вижу другое: многие ребята просто не понимают, что такое Вера, и как себя с ней вести. Недавно из окна я наблюдала, как Вера пыталась встроиться в игру небольшой компании, которая перебрасывалась мячиком на площадке под окнами. За ее спиной ребята крутили пальцем у виска и корчили рожи. Это, знаете ли, очень обидно, когда так делают про твоего ребенка. Первый порыв — увести Веру домой, да еще и детям этим что-нибудь высказать. И немного гложет еще червячок злости на Веру, ну что она к ним поперлась, не видит, что ли, что ее держат за дуру, каталась бы прекрасно одна на качелях! В общем, пока я летела по лестнице со своего пятого этажа, успела немного выдохнуть, и к компании направилась уже со вполне добрым лицом (насколько оно вообще доброе у меня), хотя и несколько пружинистой походкой.

Надо сказать, что большинство детей у нас, к сожалению, не избалованы уважительным отношением со стороны взрослых людей, поэтому компания заметно испугалась. И их также заметно попустило, когда я, смирив внутреннего родительского дракона, стала с ними спокойно разговаривать. Начала с благодарности за то, что они приняли Веру в свою игру, потом вызвалась ответить на их вопросы.  Мы неплохо пообщались с ребятами, Веру пожурила за несоблюдение правил, так за нее еще и вступились: «Мол, это мы раньше не понимали, как себя вести,  а теперь будем ей объяснять лучше». Дальнейший пригляд из окна показал, что играли и в самом деле дружно, терпеливо, объясняя остальным, присоединяющимся к игре, что да как. Когда Вере было пора домой, новообретенные приятели  звали ее выходить еще. И это очень удачное развитие событий, на мой взгляд.

К сожалению, далеко не всегда получается так. Вчера, например, мальчишки отняли у нее мяч и открыто глумились. Каюсь, я не нашла в себе педагогических сил вступить с ними в конструктивный диалог. Просто забрала мяч, и сказала Вере, что, увы, не все компании во дворе одинаково полезны. Радует (если что-то вообще может радовать в такой ситуации), что Вера поняла, что происходящее ненормально, хотела уйти домой, и только отнятый мяч удержал ее там. Потому что еще недавно даже такое поведение она считала игрой и была за него благодарна, искренне считая обидчиков друзьями. Это просто разрывало мне сердце. Так что, наверное, оно и к лучшему, что, пусть и ценой такого опыта, но Вера учится разбираться в людях.

 

*фотография  Ксении Тарасовой

2019-07-04T23:18:53+00:00

Оставить комментарий