Сразу хочу предупредить, то, о чем я рассказываю, является следствием моего скромного опыта и не претендует на истину в последней инстанции. Но я постараюсь объяснить свою точку зрения. Готовясь принять Веру в семью, я читала множество историй приемных родителей. Среди них было много рассказов про то, как быстро идет развитие ребенка, попавшего в семью, как ребенок, признанный в учреждении умственно-отсталым, становится успешным (а иногда просто блестящим в некоторых сферах) учеником. Конечно, за этим успехом всегда стоял немалый родительский и детский труд. Параллельно я изучала опыт родителей детей с синдромом Дауна, благо за последние годы появилось много оптимистичных статей про достижения художников, спортсменов, моделей и модельеров — Вериных коллег по диагнозу.
Поэтому, когда Вера приехала домой, меня распирал педагогический пыл, глаз горел, а руки чесались поскорее приступить к занятиям, чтоб быстренько наверстать упущенное, заполнить пробелы и получить на выходе разумненькую девочку. Но реальность, как говорится, внесла свои коррективы (добавлю: довольно грубо, прям таки с ноги). Потому что ценность всех педагогических навыков и самых чудесных развивающих пособий заметно снижается, если ребенок не то, чтобы чего-то просто не знает, он вообще словно бы рос на другой планете, где все строится по другим физическим законам. И этот ребенок боится луны на небе (у нас был эпизод, когда мы на даче вышли на улицу поздно вечером, Вера сидела у меня на руках, я показала ей на луну и звезды, а она подняла лицо вверх, уставилась в эту черную бездну и завопила от ужаса), не знает, что такое лужа после дождя и сначала бесстрашно наступает в нее сандаликом, а потом опять кричит и в панике трясет ногой, ну и прочие непостижимые для человека вещи.
И тут, после многих проб (и, естественно, ошибок) мне стало понятно, что весь объем и ресурс Вериного мозга сейчас настолько занят сбором, усвоением, систематизацией информации совершенно другого рода, чем цвета, формы, понятия «больше-меньше», обводки и штриховки, что объема оперативной памяти хватает только на аварийное жизнеобеспечение. Первые месяцы дома не было никакой возможности ни заниматься с ней, ни проверять актуальные знания. Я, конечно, пыталась, но лучше б я этого не делала. Все было поставлено на паузу. Где-то через полгода, когда мы обе немного пришли в сознание и узнали друг друга получше, Вера начала извлекать из недр памяти то, что было положено в бездонный шкафчик ее мозга ранее, и на этом фундаменте стало более-менее возможным строить какие-то новые учебные конструкции.
Могу сказать, что в нашем случае Верина, заметная невооруженным глазом «особость» была только на руку. Нас не так поджимала школа, как условно-нормотипичных ровесников, мне не с кем было сравнивать Веру, кроме как с ней же самой, нет никаких четких норм развития для детей с синдромом Дауна, которым твой ребенок, вынь-да-положь, обязан соответствовать.
Поэтому мой, родившийся из бессильного битья головой о стену, опыт подсказывает:
- Не пытайтесь учить и даже тестировать ребенка на предмет каких-то «академических» знаний и навыков довольно долгое время после появления ребенка в семье. Только расстроитесь. Даже опытные специалисты тут вряд ли будут компетентны, как в плане актуальных диагнозов, так и в плане прогнозов.
- Организуйте развивающую среду дома, включив ребенка в свой быт: сортировка носочков по парам и скатывание их в комочки, развивает мелкую моторику и логику не хуже пластилина.
- Следите за своим физическим состоянием: лучше пусть ребенок пропустит день занятий, чем мама выйдет из себя по причине недосыпа, стресса, плохого самочувствия.
- Не ставьте глобальных целей. Вообще никаких не ставьте. Радуйтесь маленьким успехам, которые будут непременно. Ведите дневник, фотографируйте, сохраняйте старые прописи, чтоб вернуться и посмотреть, когда кажется, что вы стоите на месте.
- Бытовые и социальные навыки зачастую важнее для жизни, чем школьные.
- Ищите компетентных, вдумчивых и азартных специалистов, которые с уважением относятся к вам и к ребенку.
- Недолгие, но регулярные и последовательные занятия дают лучший результат, чем редкие и бессистемные. Поэтому не пугайтесь, что у вас ничего не получится, не пасуйте перед объемом работы, «ешьте слона по кускам». Лучше 15 минут каждый день, чем два часа раз в неделю.
- Ну и глобальное: верьте в себя и в ребенка. Не давайте портить себе настроение, тем, кто «знает лучше».
Вы замечательно пишите. Спасибо Вам!!!!!
Спасибо! Мне очень важна возможность структурировать свои мысли и поделиться ими;)